Психолог Поддъякова Ольга

Статьи

Главная » Статьи » Помощь взрослым

И В ХВОСТ, И В ГРИВУ – или памятка клиенту по использованию психолога.

 

Вопросов, с которыми ко мне, как к психотерапевту, обращаются люди – множество. Основную суть их можно сформулировать так: «Как мне стать более счастливым, чем я есть? Как сделать так, чтобы меня любили? Как больше любить самому?». Очевидно, что однозначных и быстрых ответов на эти вопросы не существует. Поэтому работа с психологом – это всегда поиск, где практически не существует готовых советов, и этот поиск требует времени. Это всегда душевный труд, как клиента, так и психолога.

Анализируя весь свой практический опыт работы с клиентами, я попытаюсь сформулировать несколько правил, которые помогут настоящим и будущим клиентам сделать эту работу более эффективной. 

 

Правило первое: «УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ»

Очень часто трудности клиента связаны с тем, как он (или она) выстраивают отношения с окружающими людьми. Что входит в навыки построения отношений:

  • способность понимать, что я чувствую в отношениях с другим человеком,
  • способность понимать, что я хочу от этих отношений,
  • способность выражать свои чувства и желания так, чтобы не оскорблять, не  обесценивать и не ранить другого,
  • способность иногда говорить: «нет, спасибо»,
  • способность переживать свое недоверие не как «ну значит, не склалось», а как отправную точку для выражения того, в чем я нуждаюсь в отношениях,
  • способность переживать свое разочарование, не как конец отношениям («другой упал с того пьедестала, на который я его сам воздвигнул»), а как новую возможность для развития отношений, 
  • способность испытывать благодарность и выражать ее другому человеку.

Самым эффективным образом необходимые навыки существования в отношениях можно приобрести, если вы сообщаете психологу о том, как вы ПЕРЕЖИВАЕТЕ отношения с ним: чем вы НЕ ДОВОЛЬНЫ, чего в отношениях с ним вы БОИТЕСЬ, в чем ваше РАЗОЧАРОВАНИЕ в нем, что вы ЦЕНИТЕ из вашего с ним общения и так далее. Чем более откровенны вы будете в отношениях с психологом, тем проще вам будет понять, как вы существуете в отношениях с другим человеком, и тем проще вам будет перенести новые навыки построения отношений в жизнь. Квалифицированный психолог ВСЕГДА БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроен к прояснению отношений, поскольку он понимает всю значимость этого для личностного роста клиентов.

АНТИ-ПРИМЕР:

  • клиент не сообщает психологу о своих ожиданиях от него, надеясь, что психолог знает это сам,
  • клиент не выражает психологу своих тревог и опасений,
  • клиент считает, что психолог сам должен догадаться о том, что клиент чувствует рядом с ним,
  • в конце этого общения клиент исчезает из совместной работы, так и не выразив своего разочарования или благодарности,
  • или он завершает психотерапию с помощью прощальной смс-ки (!?). 

Выводы: польза, которую данный клиент сможет извлечь из работы с психологом, минимальна. Урок того, как строить отношения с другим человеком, увы! не извлечен.

 

Правило второе: «УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ МЕДЛЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»

Психолог даже «семи пядей во лбу» не способен:

  • «читать клиента как раскрытую книгу»,
  • решать психологическую проблему, с которой клиент живет с детства, за одну-две встречи,
  • манипулировать клиентом таким образом, чтобы самому клиенту ничего не надо было делать для преодоления своих психологических трудностей. 

И если клиент ждет от психолога лишь волшебного рецепта того, как стать счастливым, или проще говоря - Чуда, то оно, как показывает практика, увы! не случается.

Часто клиент на первых встречах быстро рассказывает, торопясь изложить психологу все свои трудности, подспудно всячески подталкивая психолога к поиску причины, общего корня всех существующих проблем. Клиент задает мучительный вопрос: «Почему я такой?» в тайной надежде, что психолог «заглянет в душу, ухватит эту вредную причину и выволочет ее на свет Божий» и наступит тогда клиентское Счастье. Увы! так просто не бывает. Человек – это более сложный организм. И поэтому психолог:

  • замедляет быструю речь, чтобы клиент мог соприкоснуться со своими чувствами,
  • уделяет внимание всем нюансам стереотипных убеждений клиента и всем следам его подавленных переживаний,
  • по крупицам создает условия для приобретения клиентом нового опыта, новой модели поведения.

Чтобы новый опыт (например, опыт отстаивания своих личностных границ) был усвоен и ассимилирован человеком, в его головном мозге должны образоваться новые нейронные связи. Ученые утверждают, что для их образования необходимо задействовать все тело человека: его выразительные жесты, движения конечностями и торсом, полную мощь его голоса. И эти движения должны быть согласованы со смыслом тех посланий, которые человек обращает тем людям, которые нарушают его границы. Как правило, защита своих границ бывает блокирована страхом (страх, что если я буду отстаивать свои границы, то другой человек уйдет навсегда; страх, что никто не будет любить). Это та сформированная в раннем опыте клиента нейронная связь, которая мешает формированию нового поведения. Ее нельзя просто вычеркнуть, она нуждается в преобразовании. И эта работа мозга не совершается мгновенно.

Таким образом, психотерапевтическая работа с психологом требует времени для того, чтобы совершались медленные изменения человека. Как писал Александр Лоуэн: «Только медленные изменения, которые равносильны развитию, а не магическому превращению, надежны и необратимы».

 

Правило третье: «УЧИМСЯ ГОРДИТЬСЯ МАЛЕНЬКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ».

Этот урок особенно важен тем, кто страдает перфекционизмом и старается идти по жизни со следующими лозунгами:

  • я все должен делать на «отлично»,
  • я должен со всеми обстоятельствами справляться самостоятельно, без посторонней помощи,
  • я должен решать любую проблему вне зависимости от того, какое время на это отведено,
  • я не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – у меня должен быть готов алгоритм решения,
  • когда меня хвалят, я считаю, что этого не заслуживаю или воспринимаю это как должное, не придаю этому значения,
  • считаю гордость недостойным чувством, сродни высокомерию.

И тогда: я не умею ценить маленькие шажки на пути к далекой цели, я требую от себя всего и сразу, и когда закономерным образом я этого не получаю, я обесцениваю себя, обвиняю себя, считаю, что я не на что не годен.

В психотерапии человек медленно и постепенно приобретает новое видение себя, новые способности в отношениях с другими. Эти приобретения не сваливаются на него вдруг, они образуются через маленькие шажки: здесь, вопреки обыкновению, не побоялся предложить коллегам свое мнение, там вдруг искренне что-то выразил жене, ЕЩЕ!!! и так далее, движемся потихоньку.    

Итак, психолог делает все, чтобы:

  • обозначать сильные стороны клиента (о которых клиент часто не знает или привычным образом сбрасывает их со счетов) и подчеркивать то, как эти сильные стороны проявляются во взаимодействии с психологом здесь-и-сейчас. 
  • подчеркивать маленькие достижения клиента,
  • выражать клиенту гордость или восхищение этими маленькими шажками – и это искренне! Потому что я, как психолог, в этот момент горжусь нами обоими: и клиентом, который потихоньку движется к любви к себе, и собой, поскольку я к этому причастна.  

А иногда, как это ни парадоксально,  психолог может поддержать перфекционизм клиента, как что-то вполне здоровое и нормативное, особенно, если психолог:

  • должен делать свою психотерапевтическую работу на «отлично»,
  • должен справляться с работой самостоятельно, без посторонней помощи (супервизорской),
  • должен решать любую проблему клиента вне зависимости от того, какое время на это отведено,
  • не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент терапии у него должно быть ясное понимание того, что делать с клиентом.

Удачи нам! 

Категория: Помощь взрослым | Добавил: adapter (27.12.2015) | Автор: Поддъякова Ольга
Просмотров: 438 | Рейтинг: 5.0/1