|
Статьи
И В ХВОСТ, И В ГРИВУ – или памятка клиенту по использованию психолога.

Вопросов, с которыми ко мне, как к психотерапевту, обращаются люди – множество. Основную суть их можно сформулировать так: «Как мне стать более счастливым, чем я есть? Как сделать так, чтобы меня любили? Как больше любить самому?». Очевидно, что однозначных и быстрых ответов на эти вопросы не существует. Поэтому работа с психологом – это всегда поиск, где практически не существует готовых советов, и этот поиск требует времени. Это всегда душевный труд, как клиента, так и психолога.
Анализируя весь свой практический опыт работы с клиентами, я попытаюсь сформулировать несколько правил, которые помогут настоящим и будущим клиентам сделать эту работу более эффективной.
Правило первое: «УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ»
Очень часто трудности клиента связаны с тем, как он (или она) выстраивают отношения с окружающими людьми. Что входит в навыки построения отношений:
- способность понимать, что я чувствую в отношениях с другим человеком,
- способность понимать, что я хочу от этих отношений,
- способность выражать свои чувства и желания так, чтобы не оскорблять, не обесценивать и не ранить другого,
- способность иногда говорить: «нет, спасибо»,
- способность переживать свое недоверие не как «ну значит, не склалось», а как отправную точку для выражения того, в чем я нуждаюсь в отношениях,
- способность переживать свое разочарование, не как конец отношениям («другой упал с того пьедестала, на который я его сам воздвигнул»), а как новую возможность для развития отношений,
- способность испытывать благодарность и выражать ее другому человеку.
Самым эффективным образом необходимые навыки существования в отношениях можно приобрести, если вы сообщаете психологу о том, как вы ПЕРЕЖИВАЕТЕ отношения с ним: чем вы НЕ ДОВОЛЬНЫ, чего в отношениях с ним вы БОИТЕСЬ, в чем ваше РАЗОЧАРОВАНИЕ в нем, что вы ЦЕНИТЕ из вашего с ним общения и так далее. Чем более откровенны вы будете в отношениях с психологом, тем проще вам будет понять, как вы существуете в отношениях с другим человеком, и тем проще вам будет перенести новые навыки построения отношений в жизнь. Квалифицированный психолог ВСЕГДА БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроен к прояснению отношений, поскольку он понимает всю значимость этого для личностного роста клиентов.
АНТИ-ПРИМЕР:
- клиент не сообщает психологу о своих ожиданиях от него, надеясь, что психолог знает это сам,
- клиент не выражает психологу своих тревог и опасений,
- клиент считает, что психолог сам должен догадаться о том, что клиент чувствует рядом с ним,
- в конце этого общения клиент исчезает из совместной работы, так и не выразив своего разочарования или благодарности,
- или он завершает психотерапию с помощью прощальной смс-ки (!?).
Выводы: польза, которую данный клиент сможет извлечь из работы с психологом, минимальна. Урок того, как строить отношения с другим человеком, увы! не извлечен.
Правило второе: «УЧИМСЯ ЦЕНИТЬ МЕДЛЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
Психолог даже «семи пядей во лбу» не способен:
- «читать клиента как раскрытую книгу»,
- решать психологическую проблему, с которой клиент живет с детства, за одну-две встречи,
- манипулировать клиентом таким образом, чтобы самому клиенту ничего не надо было делать для преодоления своих психологических трудностей.
И если клиент ждет от психолога лишь волшебного рецепта того, как стать счастливым, или проще говоря - Чуда, то оно, как показывает практика, увы! не случается.
Часто клиент на первых встречах быстро рассказывает, торопясь изложить психологу все свои трудности, подспудно всячески подталкивая психолога к поиску причины, общего корня всех существующих проблем. Клиент задает мучительный вопрос: «Почему я такой?» в тайной надежде, что психолог «заглянет в душу, ухватит эту вредную причину и выволочет ее на свет Божий» и наступит тогда клиентское Счастье. Увы! так просто не бывает. Человек – это более сложный организм. И поэтому психолог:
- замедляет быструю речь, чтобы клиент мог соприкоснуться со своими чувствами,
- уделяет внимание всем нюансам стереотипных убеждений клиента и всем следам его подавленных переживаний,
- по крупицам создает условия для приобретения клиентом нового опыта, новой модели поведения.
Чтобы новый опыт (например, опыт отстаивания своих личностных границ) был усвоен и ассимилирован человеком, в его головном мозге должны образоваться новые нейронные связи. Ученые утверждают, что для их образования необходимо задействовать все тело человека: его выразительные жесты, движения конечностями и торсом, полную мощь его голоса. И эти движения должны быть согласованы со смыслом тех посланий, которые человек обращает тем людям, которые нарушают его границы. Как правило, защита своих границ бывает блокирована страхом (страх, что если я буду отстаивать свои границы, то другой человек уйдет навсегда; страх, что никто не будет любить). Это та сформированная в раннем опыте клиента нейронная связь, которая мешает формированию нового поведения. Ее нельзя просто вычеркнуть, она нуждается в преобразовании. И эта работа мозга не совершается мгновенно.
Таким образом, психотерапевтическая работа с психологом требует времени для того, чтобы совершались медленные изменения человека. Как писал Александр Лоуэн: «Только медленные изменения, которые равносильны развитию, а не магическому превращению, надежны и необратимы».
Правило третье: «УЧИМСЯ ГОРДИТЬСЯ МАЛЕНЬКИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ».
Этот урок особенно важен тем, кто страдает перфекционизмом и старается идти по жизни со следующими лозунгами:
- я все должен делать на «отлично»,
- я должен со всеми обстоятельствами справляться самостоятельно, без посторонней помощи,
- я должен решать любую проблему вне зависимости от того, какое время на это отведено,
- я не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – у меня должен быть готов алгоритм решения,
- когда меня хвалят, я считаю, что этого не заслуживаю или воспринимаю это как должное, не придаю этому значения,
- считаю гордость недостойным чувством, сродни высокомерию.
И тогда: я не умею ценить маленькие шажки на пути к далекой цели, я требую от себя всего и сразу, и когда закономерным образом я этого не получаю, я обесцениваю себя, обвиняю себя, считаю, что я не на что не годен.
В психотерапии человек медленно и постепенно приобретает новое видение себя, новые способности в отношениях с другими. Эти приобретения не сваливаются на него вдруг, они образуются через маленькие шажки: здесь, вопреки обыкновению, не побоялся предложить коллегам свое мнение, там вдруг искренне что-то выразил жене, ЕЩЕ!!! и так далее, движемся потихоньку.
Итак, психолог делает все, чтобы:
- обозначать сильные стороны клиента (о которых клиент часто не знает или привычным образом сбрасывает их со счетов) и подчеркивать то, как эти сильные стороны проявляются во взаимодействии с психологом здесь-и-сейчас.
- подчеркивать маленькие достижения клиента,
- выражать клиенту гордость или восхищение этими маленькими шажками – и это искренне! Потому что я, как психолог, в этот момент горжусь нами обоими: и клиентом, который потихоньку движется к любви к себе, и собой, поскольку я к этому причастна.
А иногда, как это ни парадоксально, психолог может поддержать перфекционизм клиента, как что-то вполне здоровое и нормативное, особенно, если психолог:
- должен делать свою психотерапевтическую работу на «отлично»,
- должен справляться с работой самостоятельно, без посторонней помощи (супервизорской),
- должен решать любую проблему клиента вне зависимости от того, какое время на это отведено,
- не должен сомневаться и вслепую нащупывать путь – в каждый момент терапии у него должно быть ясное понимание того, что делать с клиентом.
Удачи нам!
|
Категория: Помощь взрослым | Добавил: adapter (27.12.2015)
| Автор: Поддъякова Ольга
|
Просмотров: 1988
| Рейтинг: 5.0/3 |
|
|